В Госдуму внесен законопроект, корректирующий расчет налога на недвижимость граждан.
В Госдуму внесен законопроект, корректирующий расчет налога на недвижимость граждан. РБК разбирался, как именно изменится налоговое бремя для собственников жилья
1 марта президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил усовершенствовать расчет налога на жилье так, чтобы граждане платили «справедливый и посильный» налог по кадастровой стоимости. 15 мая депутаты Госдумы во главе с председателем палаты Вячеславом Володиным, исполняя поручение президента, внесли законопроект, ограничивающий рост налоговых платежей для собственников квартир и домов. В разработке проекта участвовал и Минфин, сообщил РБК представитель ведомства.
Как проходила кадастровая реформа?
Начиная с 2015 года уже 64 региона перешли к налогообложению жилой недвижимости исходя из кадастровой стоимости, до 2020 года к ним присоединятся остальные регионы. Для каждого из них, независимо от года, с которого началось исчисление налога по кадастровой стоимости, предусмотрен переходный период — четыре года, в течение которых сумма налога определяется не только «новой» кадастровой стоимостью объекта, но и «старой» инвентаризационной.
Инвентаризационную стоимость жилья до 2013 года рассчитывали бюро технической инвентаризации (БТИ), и зависела она от площади объекта, года постройки, коммунальных удобств, физического износа. Эта стоимость была далека от рыночной: например, в старых домах в центре Москвы для дорогих квартир налог мог составлять несколько сотен рублей. Кадастровая стоимость более приближена к рыночной.
Чтобы сделать повышение налога не таким резким, в формулу расчета налога на переходный период (приведена в ст. 408 Налогового кодекса) был включен специальный коэффициент, который возрастает с 0,2 в первый год до 0,4 во второй год, 0,6 — в третий и 0,8 — в четвертый. На пятый год налог на жилье уже будет определяться только кадастровой стоимостью (с учетом льгот) и ставкой налога. Но и этого оказалось недостаточно, чтобы сгладить рост налоговых платежей граждан. «В реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Но так не договаривались, и люди этого от нас никак не ожидали», — говорил Путин 1 марта.
Поскольку в 28 регионах исчисление налога по кадастровой стоимости ведется с 2015 года, коэффициент там возрос до 0,6, и несоответствие налоговых платежей рыночной стоимости квартир становится все более ощутимым.
Что предлагают депутаты?
В депутатском законопроекте предложено сократить переходный период до трех лет, остановив понижающий коэффициент на уровне 0,6. Одновременно вводится новый коэффициент, ограничивающий рост суммы налога не более чем на 10% к налоговому платежу предыдущего года.
Причем это ограничение будет применяться уже при расчете налога за 2017 год (подлежит уплате до 1 декабря 2018 года) в тех самых 28 регионах. Помимо Москвы это, например, Башкирия, Татарстан, Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ, Московская область, Ярославская область, Новосибирская область. В регионах, которые пока не перешли на кадастровую стоимость, налог исчисляется по последней доступной инвентаризационной стоимости, ежегодно индексируемой на коэффициент Минэкономразвития (за 2017 год он составил 1,425).
Рассмотрение законопроекта начнется уже в весеннюю сессию, которая продлится до конца июля. Но первое чтение в Думе, судя по всему, пройдет лишь через месяц — подача отзывов и замечаний к предложенным изменениям предусмотрена до 14 июня.
Как изменятся суммы налога?
Как изменится налоговое бремя для собственников жилья в результате поправок, можно проиллюстрировать на примере типовой московской квартиры. За двухкомнатную квартиру площадью 60 кв. м кадастровой стоимостью 12 млн руб. и инвентаризационной стоимостью 1 млн руб. по состоянию на 2013 год (последний год, когда определялся этот показатель) в 2018 году предстоит, согласно действующей формуле, заплатить налог в сумме 9600 руб.
Согласно предложенным поправкам, платеж станет меньше, но незначительно. По новой формуле налог не может превышать прошлогодний (8400 руб.) более чем на 10%: таким образом, сумма налога к уплате в 2018 году составит 9240 руб., а экономия для налогоплательщика по сравнению с действующими условиями составит 360 руб. В последующие два года уменьшение налогового платежа для владельца такой квартиры станет чуть более заметным (636–820 руб.). Чем больше разница между кадастровой и инвентаризационной стоимостью квартиры, тем больше становится выгода для владельца жилья.
Гораздо выгоднее предложенные поправки для собственников жилья в новостройках — в домах, построенных после 2013 года. У этих квартир уже не было инвентаризационной стоимости (в формуле ее значение принимается равным нулю), и суммы налога к уплате по кадастровой стоимости с самого начала были меньше. А с учетом нового коэффициента, ограничивающего рост платежа, для таких квартир налогообложение сократится на 2–5 тыс. руб. ежегодно.
Для квартиры в московской новостройке кадастровой стоимостью 20 млн руб. и площадью 90 кв. м платеж в 2018 году с учетом поправок будет на 3,7 тыс. руб. меньше, чем был бы при текущем законодательстве, а в 2020 году экономия возрастет до 10,9 тыс. руб.
«В итоге выигрывают новостройки и квартиры с низкой остаточной инвентарной стоимостью. Для квартир, построенных после 2000 года до 2013 года, выгоды будет немного», — резюмирует зампредседателя комитета ТПП по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Юрий Богатырев.
Сколько потеряет бюджет
Новый порядок исчисления налога может привести к выпадению доходов регионов. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), региональные бюджеты только в 2018 году могут недополучить около 6 млрд руб., говорится в пояснительной записке к поправкам. Это относительно небольшая сумма, для сравнения: в 2016 году (последние имеющиеся данные) в консолидированные бюджеты регионов поступило 322 млрд руб. имущественных налогов с физлиц (правда, сюда входит налог не только на жилье, но и на автомобили и землю).
Как сообщили РБК в Минфине, такая оценка была получена на основе налоговой отчетности, а вопрос бюджетной обеспеченности субъектов будет решаться в рамках бюджетного процесса.
Кроме того, ограничение в 10% роста платежа застрахует граждан от увеличения налоговых обязательств в результате повышения регионами ставок налога и/или резкой переоценки кадастровой стоимости (по закону ее могут проводить раз в два года в городах федерального значения и раз в три—пять лет в других регионах). «Мы устанавливаем это ограничение, чтобы исключить возможность существенного увеличения регионом налога за счет повышения налоговой ставки или кадастровой стоимости», — сказал спикер Думы Володин.